|
Почему в Казани нет памятника Чингисхану? "Звезда Поволжья", №15 (19-25.04.07)
Вполне осознаю, что постановка данного вопроса вызовет у читателей неоднозначную реакцию от неприятия идеи до ее одобрения.
Уж слишком постаралась российская историческая школа да и советская для очернения этого имени и его завоевательной эпохи. Но, слава Богу, проходит время, и с высоты нажитого опыта и знаний мы нередко меняем свои взгляды. Первыми переосмысляли эпоху Чингисхана в Китае, и об этом речь ниже.
После распада СССР в Монголии решились воздвигнуть целый мемориальный комплекс Чингисхану и отметить 800-летие монгольской государственности. Все эти события широко в мире освещались за исключением России, СМИ которой ограничились скудными и короткими сообщениями. Такое впечатление, что в России по сей день боятся появления татаро-монгол. Но правда тем не менее получила свое развитие. Не где-нибудь, а в России изданы все труды великого Льва Гумилева, и он убедительно доказал, откуда проросла великая Россия и кому обязаны русские, ставшие великой нацией.
Конечно же, многим, но и татарам, и монголам, и Золотой Орде, и, конечно же, Чингисхану. И поставили татары и казахи памятники Льву Гумилеву в Казани и в Астане, и воздвигнут, очевидно, еще и в других городах и странах. Конечно же, Лев Николаевич многое сказал, но не все.
Мне как-то довелось дважды побывать в Монголии и посетить исторический музей в Улан-Баторе. Там я увидел картину, где была изображена мать Чингисхана Оелун-эке, по-татарски бике. Она обращается к богу неба Тэнгри и просит его дать энергию космическую ее сыну, чтобы изменить этот невыносимо несправедливый мир.
- А в чем невыносимость этого мира была? – спросил я экскурсовода. Он пояснил: когда дети не слушались родителей, а жены не считались с мужьями, старшие не воспитывали младших, а младшие не обращали внимания на советы старших. Богатые не платили дани центру, а центр не мог прокормить свой народ. Когда путь разума был неизвестен, и никто не хотел знать больше, чем он знал. Когда процветали воры, лжецы и разбойники. Когда от бесконечных грабежей лошади и табуны не знали покоя от угонов. Когда кони, идущие в авангарде, не имели отдыха и гибли. Когда было такое время и такие племена без порядка и смысла. Когда кочевой мир приближался к своей пропасти. После чего появился неизвестный человек и 800 лет назад завоевал весь известный мир.
Планету охватил ужас, и в этом была горькая правда. К одним он пришел с претензиями, а от других истребовал извинений и покорности, у третьих он отобрал награбленное, а не сдержавших обещаний жестоко наказал, а у неразумных отобрал жизнь и испепелил их жилища. «Божьей карой» назвали народы деяния Чингисхана. Не было на свете такого человека до его появления, не было и после, такого масштаба. Он хотел, чтобы мир жил по законам, а законом его была Яса (Ясак). Он не преследовал людей за веру и убеждения, он не требовал изменять своей вере. «Бог один, - говорил Чингисхан, - и ему все равно, каким образом люди проявляют свою любовь к нему». Он не уничтожал людей из-за цвета кожи и волос. Он верил обещаниям покорившихся и жестоко наказывал за обман и предательство. Он страстно хотел, чтобы мир жил по законам, но мир этого не хотел. Когда убивали его послов и купцов, он шел войной на эту страну. Когда поднимали руку на его гонцов и князей, получивших из рук его ярлыки на правление, он подавлял преступников силой. Очевидно, уместны будут в этой публикации выдержки из книги Эренжен Хара-Давана «Чингисхан и его наследие» (Белград, 1929 г.). «Если взглянуть на карту Старого Света, то видно, что между двумя полосами цивилизации – Китаем с Индией на востоке и Греко-романским миром на западе – простирается связующая лента в виде длинной полосы тюрко-монгольских народностей, и стоит только образоваться государству, которое соберет воедино эти народы, и она станет для цивилизаций посредником между Западом и Востоком, охранять пути обмена и быть верховными арбитрами и посредниками межд
|