Фестиваль "Кинотавр" в этом году практически целиком отдан молодым режиссерам – представителям первого поколения российского, а не постсоветского кино. Сразу несколько авторов от 35 до 40 лет от роду, а для мира кино это юный возраст, поэтому их называют еще "молодыми", заявили о себе как выразители эстетических, ментальных и стилевых идей.
В воскресенье в Сочи начался XXIII Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр", главный смотр современного отечественного кино. Большую часть фильмов, которые представлены в главном конкурсе фестиваля, сняли представители "новой волны": Борис Хлебников, Василий Сигарев, Павел Костомаров с Александром Расторгуевым, Павел Руминов, Светлана Баскова, Алексей Мизгирев, Михаил Сегал. Другие их коллеги по "новой волне" – режиссеры Бакур Бакурадзе, Александр Котт, Анна Меликян, Алексей Федорченко, Николай Хомерики – попали в жюри.
В их фильмах нет прямого патриотизма – более сложные картины миры, они тревожатся за будущее страны, чувствуют несправедливость. Возможно, поэтому их кино называют "слишком депрессивным". Представители новой волны снимают фильмы "не для всех". Они не боятся экспериментировать.
Например, произведение Александра Расторгуева и Павла Костомарова "Я тебя не люблю", которое вошло в конкурс "Кинотавра", весьма радикально – этот фильм смонтирован из кадров любительских съемок горожан.
А фильм Светланы Басковой "За Маркса..." балансирует на грани революционного художественного жеста.
Некоторые режиссеры и вовсе пришли в кино из журналистики. Борис Хлебников и его фильм "Пока ночь не разлучит нас", которым открылся кинофестиваль, по сути, экранизация журнального материала, подслушанных корреспондентами "Большого города" разговоров в ресторане "Пушкин".
Екатеринбургский режиссер Василий Сигарев, известный по "Волчку", который получил четыре приза на "Кинотавре" в 2009 году, специальное упоминание жюри в Карловых Варах, а также призы в Цюрихе и Киеве, в этом году привез на фестиваль драму "Жить". Она участвовала в роттердамском конкурсе и победила на фестивале в Висбадене. В своем новом фильме Сигарев показывает глубокую российскую провинцию. "Я знал заранее, как будет выглядеть фильм, и сценарий писал для конкретных актеров и конкретного оператора", – признался режиссер.
По его словам, главный вопрос, лежащий в основе картины, впервые возник у него в 12 лет, когда он увидел два детских гроба и сидящую возле них мать. "Мне важно было понять, как после этого жить дальше", – цитирует его РИА Новости. При этом он добавил, что, сняв фильм, ответа на свой вопрос так и не нашел.
"Жить" состоит из трех параллельных историй. В одной мать-алкоголичка (Ольга Лапшина) бросает пить, чтобы вернуть себе детей, отобранных социальными службами, но девочки гибнут по дороге домой. В другой у девушки, которую играет Яна Троянова, по дороге домой с венчания убивают мужа в электричке. В третьей мальчик, живущий с матерью, мечтает о встрече с отцом (Евгений Сытый), потому что не может найти общий язык с матерью и ее новым мужем. "Человек, который смотрит кино, должен пережить те же эмоции, что и герои фильма, иначе это кино понять невозможно", – заключил режиссер.