Ногаи в истории татар и башкир

Автор:
Опубликовано: 4501 день назад (18 августа 2012)
Блог: Алтын
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Из истории взаимоотношений ногайцев с казанскими татарами в XVI веке

Как известно, в конце XIV в. с распадом Золотой Орды образовалась Ногайская Орда. Ближе всего по культуре и природным условиям к Казанскому ханству стояла Ногайская Орда - страна липовых лесов. Южного Приуралья и приволжских степей [1].

Ногайская Орда располагала значительными земельными ресурсами. Основным кочевьем на ее территории был район р. Яик, поскольку в его низовьях находилась столица государства - город Сарайчик. Через столицу проходила главная караванная дорога, которая соединяла Восточную Европу с Востоком.

Зимуя на юге около Каспийского моря, ногайцы во время летних перекочевок подымались вдоль Волги и Яика и доходили при этом до Камы и до окрестностей Казани "занеже то известное наше кочевище к Казани кочевати", как сообщает летом 1536 г. царю Ивану IV ногайский мурза Урак [2]. левый, степной берег Волги назывался к XVI в. "ногайским", а правый - "крымским" [3]. Но после разгрома Золотой Орды ногайцы, оказавшись хозяевами волжских низовий, стали перебираться на правый берег. При этом сперва и Москва, и Крым зорко следили за тем, не кочуют ли ногайцы "на сей стороне Волги", рассматривая каждый подобный случай как вероятную угрозу набега. Однако в 1530 г. оба берега Волги остановятся вполне обычным районом ногайских перекочевок, являясь преимущественным уделом младших членов княжеской семьи, сперва Урака и его братьев, потом Исмаил [4].
Кырым татарлары. | ТАПШЫРУДА КАТНАШУ / УЧАСТИЕ В ПРОГРАММЕ
0 # 28 августа 2012 в 19:37 0
#45
Эльдар Идрисов
сегодня в 0:04
"Просто современный татары привыкли все обобщать, присваивать себе все что связанно с употреблением термина татары в прошлом. Ведь известно, что это назване до революции имело собирательное значение и прмменялось ко многим тюркским народам. как аналог слова тюрки. Отсюда и татарския язык, в смысле тюркский у казахов Внутренней Букеевской орды."

Мы не присваеваем термин татары, только себе. Мы с радостью поделимся термином татары и с вами, и с башкирами, и в прошлом, и в настоящем. Мы вовсе не против, если и ногайцы, и башкиры признают, что и они тоже были раньше частью татар и если они будут частью татар и сегодня, то мы тоже не будем против.
Современные татары же не виноваты, что некоторые ногаи и башкиры, сами отказываются признавать, что они раньше пользывались одним и тем же общим языком, называемом ТАТАРским и назывались одним и тем же общим термином ТАТАР. Что же тут не так?

"один раз даже японец на конгрессе востоковедов подошел и через переводчика стал объяснять, что принял меня за японца."

Ну, японцам то мы ногайцев уж точно не отдадим))).
0 # 29 августа 2012 в 02:07 0
На самом деле, я уже говорил об этом, только мы астраханские ногайцы, сохранили тесные связи с татарами и казахами. Если вы в курсе, то в советское время всех ногайцев Аст края записали татарами. В ногайских школах был введен татарский литературный язык. Татарская культура стала еще более распространяться в ногайской среде (процесс начался в ближе к концу 19 века). Это привело к тому, что некоторые ногайские группы полностью соориетировались на татар и сейчас себя не отделяют от них (юртовская группа - сложносоставная, много напластований, но чувствуется связи с ногайским и татарским мирами одновременно). Но есть две группы (прежде всего карагаши, чуть менее кундровцы), которые наоборот с 80-х годов 20 века стали укреплять свою ногайскость, прежде всего за счет культурных связей с ногайцами Северного Кавказа. Этот процесс имеет разные основания, но что произошло то произошло. К тому же сейчас в Аст обл переселяется много ногайцев из Северного Кавказа и местное нац-култ движение идет по линии консолидации ногайцев разных территорий. Хотел бы отметить факт того, что сейчас также выстраиваются очень дружеские отношения с татарскими организациями Аст обл: обществом "Дуслык", Татарским деловым центром и Центром национального развития "Байрам". Иногда это сотрудничество выходит на совместные мероприятия с казанскими артистами, например, благотворительный концерт в фонд строительство мечети Суюмбийке в ногайском селе, с участием Зухры Сахабиевой и Керамом Сатиевым или концерты в фонд реставрации Белой мечети (сейчас она уже реставрирована). Нас местные татары часто приглашают печататься в своих газетах и в целом всегда считают за своих. Главное что бы это сотьрудничество было конструктивным, без стремления к поглошения, тогда и действия будут в одном направлении, что так нам необходимо сегодня.
0 # 29 августа 2012 в 04:54 0
#47
Эльдар Идрисов
сегодня в 7:49
" Но есть Главное что бы это сотьрудничество было конструктивным, без стремления к поглошения, тогда и действия будут в одном направлении, что так нам необходимо сегодня."

Согласен!!! Только вот мне кажется, что вы пытаетесь внести сомнения в души юртовских татар, которые уже давно и совершенно справедливо, считают себя неотьемлемой частью общей татарской нации))). Если так, то я категорически против этого. Какие то свои особенности есть в каждой, отдельно взятой татарской деревне, есть свои особенности у ч-окающих мишар, у ц-окающих мишар, у сибирских татар, у казанских, у кряшен, у кряшен называемых ногайбаками, но все это не повод дробить единую нацию. Поглощение не надо понимать как уничтожение, его вполне можно понимать как добавление, обогащение. Но при разнобразности культуры, я считаю, что литературный язык должен быть один. Нас например, ч-окающих и цокающих мишар, гораздо больше, чем ногайцев, у нас тоже есть свои особенности, но я никогда не буду думать, что у мишар должен быть свой, отдельный от других групп татар, литературный язык. Другое дело, нужно было бы как можно обогатить этот литературный язык всем тем, что есть только в мишарах, ногайцах, сибирских татарах, кряшенах.

"Но есть две группы (прежде всего карагаши, чуть менее кундровцы), которые наоборот с 80-х годов 20 века стали укреплять свою ногайскость"

Ты не знаком с ИХА, Ильяс ханом Астраханским, он тоже из карагашей, но он татарист))).
0 # 29 августа 2012 в 07:37 0
Ногайцы 16 века и современный народ ногайцы это не совсем одно и то-же. Первый термин административно-политический если так можно сказать, такой-же как казанцы или крымцы, второй-же термин этнический, хотя связь конечно есть, но это далеко не одно и то-же.
0 # 29 августа 2012 в 10:22 0
Так что лучше нам сконсолидироваться под именем более раннего предка, потом иншаАлла до тюрков дойдем.
0 # 29 августа 2012 в 10:42 0
С ИХА знаком, знаю его взгляды. Более того его и мои предки из одного карагашского аула. На счет единого языка пока не вижу перспектив. У нас есть свой, при чем есть не только фонетические, но и грамматические различия. Про юртовских я свое мнение давно высказал, никто не стремиться их баламутить, просто есть вопрос о сохранении их самобытности, а то они сами не поймут кто они. По причине их близкого проживания к городу аккультурационные процессы в их среде идут очень быстро.
0 # 29 августа 2012 в 21:06 0
Я знаком с ИХА еще с 1989 года. Получается, что не все карагаши просто за ногайскость, есть и те которые за татарскость))).
0 # 29 августа 2012 в 21:17 0
Да, есть. Это, те кто уехал из АО в конце 70-х или до середины 80-х годов. Также это относиться к группам, которые живут среди юртовцев или татар и некоторым горожанам. Мой отец учился на татарском языке и в общем старшее поколение, кому около 60 и больше знают татарский, поют татарские песни. В свое время к нам из Татарстана приехало много учителей, многие остались в ногайских селах, женились или вышли замуж. У меня есть статья про ногайско-туркменские отношения, сейчас пишу про ногайско-казахские, а потом начну про ногайско-татарские в АО.
0 # 30 августа 2012 в 01:50 0
В современном урбанизированном и вестеренизированном мире, я не вижу препятствий тесного общения ногайцев и татар!
0 # 30 августа 2012 в 17:28 0
Эльдар, татары это полиэтноним. Он объединил тюркские народы из ЗО говорившие на кипчакском языке. Кто-то не захотел принять его как вы или башкиры. Но у татар сохранились этнические группы- мишари, чокающие (теменнр например) и цокающие- разные по происхождению. Есть типтари в Башкирии. Есть казанские в конце концов и сибирские. Но вместе легче отстаивать свои интересы и культуру и язык, который малые народы еще быстрее теряют, чем мы, особенно в городах. Жаль что вы этого не понимаете и так ратуете за разделение. Ногаи уже внесли немало в общую культуру татар и вполне можно сохранять свои особенности приняв этот полиэтноним.
0 # 30 августа 2012 в 17:36 0
Айдар, а что Вам вообще дался наш этноним ногаи, раз сущность не меняется, что Вы нас заставляете принимать название татары!?
0 # 30 августа 2012 в 22:46 0
Да не заставляем мы вас, делайте, что хотите. Нам самим бы сохранить единство. Тут вот у нас булгаристы объявились, хотят булгарами обозваться. Сплошь центробежные тенденции. Просто единство- хороший способ выжить и сохранить культуру.
0 # 31 августа 2012 в 09:21 0
эльдар твои разговоры я слышу каждый день ..только вместо слов а "ногай" говорят" башкорт"..а суть не миняется..и знаешь?!
..да катитесь вы все ногайцы,башкиры.булгары, крашены к чертям собачим..заколебали уже.хотите быть народом будьте..нам татарам баре-бер..это не вы нам ,а мы вам нужны..не хотите жить в единой татарской нации.. и правильно..пусть вас даргинцы имеют..
Нам что..не будем же мы ногайскую республику вам создавать...мы одним "братьям-двум крылам"уже помогли в своей истории , а что получили..Хватит..сами стройте свое будущее..зарабатывайте учите детей своих..стройте города..пишите литературу..мы не причем..
У нас своих проблем выше крыши..хотите, что бы помогли..станьте татарами и вы наши..а нет ..на нет и суда нет..
0 # 31 августа 2012 в 16:24 0
Ногайцы не татары и булгары!
0 # 31 августа 2012 в 16:28 0
Как Вы относитесь к обывательскому мнению, что татары - это евреи тюркского мира?
0 # 1 сентября 2012 в 11:02 0
Нормально относимся...Вон Же,наши и Пуримы празднуют,там находят пары....)))
0 # 1 сентября 2012 в 23:31 0
Эльдар Идрисов

Ногайцы не татары и булгары!

"а я тогда хто?!" (делаю страшные и изумленные глаза)
по родословным часть предков из ногайских родов...
0 # 2 сентября 2012 в 19:00 0
У астраханских ногайцев евреями считают только род шеджеут.
Ногайцы - это ногайцы. В свете современности основной массив ногайцев в России это кавказцы. Хотя конечно мы сопротивляемся кавказизации.
0 # 2 сентября 2012 в 19:21 0
И долго вы сможете сопротивляться?
0 # 3 сентября 2012 в 05:36 0
Ильфак, сами знаете, что история ногайцев, это сплошное сопротивление. Пока мы сопротивляемся, значить мы есть. Кто уже не сопротивляется, тот давно татарин, казах или турок.