|
Татароведение
Литература Произведения
Байрамов Энвер Зубеирович
"Великий просветитель российских мусульман Исмаил Гаспринский"
http://www.mtss.ru/?page=bairamov3
И тогда, ознакомясь с его, Исмаила Гаспринского, трудами, я убедился в том, что он чистокровный татарин, пламенно любящий свой народ, свою семью, свой край. свои язык, историю, религию, традиции и обычаи, - ни в коем случае не националист, что он с такой же силой любит свою Родину Россию, русский и все российские народы, их языки, традиции и обычаи. С уважением относился к их религиям. Он считал и был глубоко убежден в том, что русские и татары - две составные нации в одном отечестве и вполне могут отлично уживаться друг с другом, уважая все то, что относится к характерным особенностям каждого народа. В качестве примера справедливого решения руководителем государства проблемы мирного и дружественного сосуществования двух, да и других народов, Гаспринский пересказывал в газете "Терджиман" предание о справедливом падишахе. Суть предания заключается в том. что мудрый правитель должен давать равные возможности всем своим подданным, учитывая их национальные и религиозные особенности, язык, обычаи, традиции, кухню и т.д. Если одни люди могут есть свинину другие конину, а третьи собак, то это не повод для ссор, взаимной ненависти и неприязни.
В конце концов, в одном большом доме у каждого может быть своя квартира. Свой котелок. Каждый празднует свой национальный праздник, но для всех и каждого существует одна - единая Родина - Россия, с общей Конституцией, с общими для всех праздниками и знаменательными датами, Так, ныне в дни празднования юбилея Москвы, ни одному москвичу, какой бы он национальности и вероисповедания ни был, не приходило в голову не радоваться этому событию.
Ныне в Москве, соответственно духовным потребностям людей каждой национальности, существуют армянские, корейские и другие школы. И никому не мешают. В каждой школе изучают культуру и быт не только своего, но и других народов.
Также существуют храмы православные, старообрядческие, католические, армяно-григорианские, мусульманские, иудейские, буддийские. Верующие этих вероисповеданий не вступают в конфликты с общероссийским правительством. Однако все эти хорошие, честные и чистые проявления человеческой солидарности в сталинские времена расценивались, как явления преступные.
Чтобы лучше вникнуть в суть деятельности татарского просветителя я решил сам разобраться в исторической обстановке того времени в Крыму. Из книг я узнал, что частые войны в девятнадцатом веке привели полуостров Крым к сильнейшей разрухе. Воинственными ли были татары в те времена? На этот вопрос отвечу стихами А.С. Пушкина, который посетил Крым вначале девятнадцатого столетия:
...Я помню гор прибрежные стремнины. Где бедные простых татар семьи Среди забот и дружбою взаимной Под кровлею гостеприимной...
...повсюду труд веселый и прилежный Сады татар и нивы золотой...
...Недавно бедный мусульман В Юрзуфе жил с детьми, с женою... Мехмед (так звался он) прилежно, целый день Смотрел за ульями, за садом и за домашним виноградом, Не зная, что такое лень. Жену свою любил, Фатима это знала...
Население Крыма сократилось тогда до 75% от своего первоначального количества. Более трехсот разрушенных селений было покинуто населением. Хозяйства крестьян-татар были почти полностью разорены. Они подвергались беспощадной эксплуатации старыми и новыми помещиками. Большое облегчение принесло открытие в 1876 году Лозово-Севастопольской железной дороги. В результате оживилось хлебопашество. Значительное улучшение произошло в садовой промышленности. Возросла урожайность садов. Железная дорога позволила увеличить сбыт соли. Развивались крымские города, возрастала торговля и промышленность. Росло частное землевладение. Однако, увеличивалось количество безземельных крестьян. В 80-х годах безземельных насчитывалось 17461 домохозяйств или 47 % всего крестьянского населения. Местные крестьяне-татары, оказы
|